понедельник, 26 октября 2015 г.

Развитие крупной и мелкой моторики

Моторика… Как часто мы произносим это слово, занимаемся ее развитием, а знаем ли все об этом феномене? Говоря о моторике, часто мамочки с детками работают над мелкой (иногда ее еще называют точной), забывая о крупной или общей. Разложим все по полочкам?


Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой… а все потому, что движениями руководи мозг. Именно потому так важно совершенствовать моторику – двигательную активность организма или отдельных органов для выполнения того или иного действия. А значит, моторика бывает крупной и мелкой.

Первая – отвечает за движения всего тела в пространстве: повороты головой / руками и т.д., прыжки, бег, плавание, наклоны и пр. Мелкая же – способность манипулировать мелкими предметами, детальками и требует скоординированной работы глаз и рук. 


А теперь о развитии. Крупную детки начинают развивать с самого рождения: учатся держать головку, поворачивать ею, сидеть, стоять, ходить и т.д. Задача родителей помогать малышу в этом нелегком деле: укреплять мышцы массажами, зарядками, физическими упражнениями и активными прогулками, посещением бассейна по возможности и т.д.
Чтобы физические занятия не были скучными, делайте их вместе, а также обратите внимание на упражнения со стишками! Такая подборка есть здесь (нажимайте, чтобы перейти), подготовила ее Маша @alices_evidence.


А вообще в развитии крупной моторики есть одно правило: просто не запрещайте малышу двигаться и познавать мир. У активного ребенка никогда не возникнет проблем со слабыми или невыносливыми мышцами. А значит, он всегда будет энергичен, физически выносливым и развитым.


Теперь о мелкой… Думаю, вы не раз слышали, что интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев. Задумывались, что же это значит?

Систематические занятия для развития мелкой моторки оказывают потрясающий эффект для овладения малышом речью. А все потому, что центры координации речи и моторики ручек находятся в головном мозге очень близко. Поэтому при стимуляции центра мелкой моторики активизируется и центр речи. Если у вашего малыша наблюдаются проблемы или трудности с овладением речью, то уделяйте больше внимания развитию мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику можно и нужно с рождения. Как спросите вы? Захват игрушки и собственных ножек, рассматривание своих ручек – это и есть тренировка мышц на ручках малыша. И с взрослением малыша количество занятий будет только увеличиваться.


Далее предлагаем список игр для развития мелкой моторики по мере взросления крохи:
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с бумагой: рвать комкать, перелистывать страницы
  • Перебирание / нанизывание бус (для удобства берите синельную проволоку). Осенью можно делать бусы из рябины (в этом вам поможет обучающая пластиковая игла. Она абсолютно безопасна и цена копеечная).
  • Игры с мячами с пупырышками, су-джок и пр.
  • Пальчиковые бассейны. В емкость насыпаем крупу (манку, гречу, рис, горох на выбор) и прячем какой-то предмет. Задание крохи – найти предмет, не вытягивая, попытаться угадать что это.
  • Игрушки-шнуровки. Можно купить или сделать самому, если у вас есть плотный картон, шнурок и дырокол.
  • Игры с разнофактурными тканями: предлагаем малышу подборку тканей (шелк, кожа, шерсть, мех, полиэтилен с пупырышками, металлический ершик, джинс, вата и т.д.) и щупаем их. В ходе игры обсуждаем, чем они отличаются друг от друга, получаем новые тактильные ощущения. Подборку тканей часто вклеивают в крышечки от детских пюрешек.
  • Игры с воздушными шариками. В воздушные шарики насыпаем разнообразные крупы, а затем даем малышу и просим попробовать, выясняем, чем они отличаются друг от друга.
  • Открывание и закрывание крышечек на бутылках/баночках.
  • Поймай ложкой разнообразные предметы, которые лежат в мисочке (например, кусочки мозаики, конструктора и т.д.).
  • Попробуй, попади. Бросание предметов сначала крупнее, а потом чуть меньше в емкость на расстоянии.
  • Прищепки (в интернете масса игр с прищепками).
  • Сортировка. Смешиваем, к примеру, фасоль и гречу и просим ребеночка отделить их друг от друга в разные емкости.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Игры с пинцетом. Задание малыша перекладывать предметы из одного места в другое с помощью пинцета.
  • Рисование различными материалами и способами.
  • Аппликации.
  • Лепка.
  • Мозаики.
  • Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
  • Стирание ластиком нарисованных предметов.
  • Волшебный мешочек. В мешочек складываем разные мелкие игрушки и просим малышу угадать, что он держит, не высовывая игрушку из мешочка.
  • Пазлы.
  • Вырезания ножницами.


Этот список можно продолжать до бесконечности!

Помните, что 10-15 минут в день, посвященным вот таким занятиям, будет более, чем достаточно. Хотя, уверена, что такие игры увлекут малыша и на более длительный период.

P.S. Если кроха работает с иголкой, крупами и прочими мелкими или острыми предматеми, то не оставляйте его без присмотра!"